Развитие маркетплейсов: от зарождения идеи до настоящего времени
Почему маркетплейсы так быстро растут? Заказывать онлайн удобно: товаров много, они по приемлемым ценам, а доставка быстрая и могут привезти прямо до двери. Маркетплейсы открывают много перспектив: можно выходить со своим бизнесом, товаром, расширяться на маркетплейсы или торговать сразу на нескольких.
Маркетплейсы появились сравнительно недавно, но уже захватили рынок продаж и активно развиваются. Ozon начал работу в 1998 году, Яндекс Маркет – 2000 году, Wildberries – 2004 году, СберМегаМаркет – 2017 году.

В 2018 году доля продаж на маркетплейсах составляла всего лишь 5 %, в 2022 году – 44%. За 4 года они заняли 39% продаж и с каждым годом цифры растут. Это говорит о море возможностей для брендов, селлеров и производителей, которые хотят выйти на них. Рынок растет, значит растет и количество покупателей – ваших потенциальных клиентов.
WB
OZON
15 млн.
9 млн.
WB
ЯМ
OZON
840 000
48 000
120 000
8 000
СММ
Тенденции: обороты, селлеры, покупатели
Ежедневно на маркетплейсы заходит 45 млн. человек, чтобы совершить покупки. Из которых на Wildberries приходится 15 млн., на Ozon – 9 млн. С каждым годом цифры растут.

Ozon пока стабильно держится на втором месте и не может обогнать Wildberries ни по продажам, ни по скорости доставки, но активно старается это сделать. Ozon планирует на конец 2023 года рост товарооборота на 50% в сравнении с 2022 годом. При выполнении плана, товарооборот составит 1,7 трлн.
Теперь перейдем к радостным цифрам, количеству селлеров на маркетплейсах. Чем больше продавцов, тем больше рынок и тем сильнее ему нужно расширяться. По данным на 2022 год, активных селлеров на Wildberries – 840 000, Ozon – 120 000, Яндекс Маркет – 48 000, СберМегаМаркет – 8 000.

В 2022 году объем продаж, который приходился на маркетплейсы, составлял 5,7 трлн. рублей, а на 2023 год прогнозируют все 7,4 трлн. рублей, то есть + 30%.

Рост продаж на маркетплейсах в России
Из-за ухода иностранных брендов и компаний, большая доля рынка освободилась и активно занимается нашими производителями и селлерами. Сейчас на маркетплейсах не такая большая плотность продавцов, особенно в новых нишах, поэтому самое время заходить со своим товаром.

В 2022 году маркетплейсы занимают в России 75% продаж. В 2022 году спрос на продажу косметики вырос на 47%, товары для дома на 35%, одежда и обувь на 10%. Вместе с ростом продаж вырос и ассортимент: строительные инструменты в 3 раза; сантехника и инвентарь для спорта в 2,5 раза; товары для досуга и животных в 2 раза.
С каждым годом появляется все больше групп товаров, которые можно заказать онлайн.

Сейчас больше всего заказывают: товары для дома, дачи, досуга; бижутерию; детские товары; косметику; парфюмерию; продукты питания.

Самые продаваемые группы товаров
В 2022 году на площадке лидировала косметика, парфюмерия и зоотовары. Они занимали 96% покупок. Товары для дома и дачи немного меньше – 93%, а продукты – 91%. На маркетплейсах можно продавать абсолютно все и с каждым годом появляется все больше различных товаров. Сейчас набирает популярность покупка крупногабаритных товаров: мебели, электроники, спортивной и бытовой техники.
Теперь поподробнее о продажах на Wildberries в России. В первый квартал маркетплейс достигнул оборота в 628,7 млрд. рублей, из которых на Россию пришлось 72%. Самые продаваемые товары: книги, женская одежда, сумки, сладости, постельное белье и средства для ухода за кожей.

Во время коронавируса оффлайн-бизнесы переходили на маркетплейсы. Кто-то расширялся и продавал как на старой точке, так и онлайн, а кто-то полностью переходил в онлайн-формат магазина.

Также набирает обороты продажа сразу на нескольких маркетплейсах. Вторым, чаще всего, выбирают Ozon.

Отношения оффлайн бизнеса и маркетплейсов
Бизнесу выгодно вместо создания и раскрутки своего сайта выходить на маркетплейсы и вот почему:
Маркетплейсы уже раскручены. Каждый день их посещает 45 млн. человек! А все они – потенциальные клиенты, которые могут купить ваш товар.
Масштабирование. Маркетплейсы быстро растут с каждым годом, селлеры продают товар сразу на нескольких. Благодаря этому можно стабильно расти и расширять свой бизнес.
Быстрый старт. Не нужно тратить время на создание своего сайта с нуля. Достаточно проработать карточку товара и описание.
Благодаря бурному росту популярности маркетплейсов требуется все больше продавцов, а значит все больше людей могут начать свой бизнес, расширить уже имеющийся или продавать товары своего производства напрямую